Уголовная ответственность за взяточничество

Об уголовной ответственности за «взяточничество» | Официальный портал

Уголовная ответственность за взяточничество

В теории и практике нередко используется такое понятие, как “взяточничество”.

Этот термин собирательный, охватывает согласно действующему уголовному законодательству России четыре самостоятельных состава преступлений: получение взятки (ст. 290 УК), дачу взятки (ст.

291 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК) и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК).

Все указанные преступления имеют в качестве обязательного признака состава предмет преступления, который определен законодателем как взятка в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания взяткополучателю услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав.

Ответственность за взяточничество дифференцируется в зависимости от размера взятки, установленного в законе:

– взятка в размере, не превышающем 10 тыс. руб. (ст. 291.2 УК);

– взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ч. 1 ст. 291.1 УК);

– взятка в крупном размере (ч. 5 ст. 290, ч. 4 ст. 291, ч. 3 ст. 291.1 УК);

– взятка в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290, ч. 5 ст. 291, ч. 4 ст. 291.1 УК).

В соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб., крупным – превышающие 150 тыс. руб., особо крупным – превышающие 1 млн руб.

Получение взятки (ст. 290 УК) осуществляется в следующих формах поведения должностного лица в пользу взяткодателя либо представляемых им лиц:

– действия (бездействие), если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;

– действия (бездействие), если лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию);

– общее покровительство или попустительство по службе.

Под получением взятки следует понимать реальное обладание врученными должностному лицу материальными ценностями, а если речь идет об услугах такого же характера, то фактическое пользование ими.

Поэтому получение взятки признается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом того или иного материального вознаграждения.

При этом не имеет значения, получило ли лицо всю заранее оговоренную сумму денег или только часть ее, так как уже первый факт реального обладания ценностями образует оконченный состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК.

Если взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (к примеру, ввиду пресечения преступления сотрудниками полиции), содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки.

В целях повышения эффективности борьбы со взяточничеством закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки при условиях, указанных в примечании к ст.

291 УК: лицо должно активно способствовать раскрытию и (или) расследованию преступления и при этом в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны взяткополучателя, либо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Вымогательство взятки означает требование со стороны должностного лица дать взятку под угрозой действий, которые могут ограничить законные интересы потерпевшего либо умышленное поставление последнего в условия, угрожающие нарушить его правоохраняемые интересы.

Добровольность заявления о даче взятки свидетельствует, что взяткодатель сообщает о даче взятки по собственной инициативе, а не в ответ на вопросы следственных органов или после возбуждения дела о взятке. Мотивы, по которым сделано заявление о даче взятки, не исключают его добровольности.

Посредничество во взяточничестве (ч. 1 ст. 291.1 УК) определено законодателем как непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Передача взятки означает переход предмета взятки к должностному лицу полностью или частично.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере может выражаться в разнообразных действиях, способствующих осуществлению договоренности сторон на совершение конкретного деяния (действий либо бездействия) взяткополучателем в интересах взяткодателя, а со стороны взяткодателя – действий по передаче предмета взятки взяткополучателю.

Закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве (примечание к ст. 291.1 УК) при условии, что после совершения преступления лицо не только добровольно сообщило о нем органу, имеющему право возбудить уголовное дело, но и активно способствовало раскрытию преступления и (или) его пресечению.

Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тыс. руб., определяется законодателем как мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК). Они представляют собой специальные разновидности получения взятки (ст.

290 УК) и дачи взятки (ст. 291 УК), разграничение между которыми проводится в зависимости от размера взятки как предмета преступления. Признаки мелкого взяточничества (ч. 1 ст. 291.2УК) совпадают с признаками простых составов получения взятки и дачи взятки.

Квалифицирующим признаком мелкого взяточничества (ч. 2) является его совершение лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1 УК.

Норма об освобождении от уголовной ответственности за дачу взятки в размере, не превышающем 10 тыс. руб. (примечание к ст. 291.2 УК), содержит условия, идентичные изложенным в примечании к ст. 291 УК.

Получение взятки, дача взятки в размере, не превышающем 10 тыс. руб., если эти деяния совершены при наличии квалифицирующих признаков, указанных соответственно в ст. ст. 290 и 291 УК, влекут ответственность по ч. 1 ст. 291.

2 УК независимо от того, когда (до 15 июля 2016 г.

или после этой даты) и за какие действия (законные или незаконные) они совершены, в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также наличия или отсутствия других квалифицирующих признаков коммерческого подкупа и взяточничества.

Источник: https://pervmo.rk.gov.ru/ru/structure/2018_05_03_09_17_ob_ugolovnoi_otvetstvennosti_za_vziatochnichestvo

Уголовная ответственность за взяточничество

Уголовная ответственность за взяточничество

Понятие и общая характеристика взяточничества. Наиболее серьезным и опасным преступлением, предусмотренным главой 30 УК РФ “Преступления против государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления”, является получение взятки.

Опасность этого преступления заключается в том, что взяточничество дискредитирует государственную власть и ее представителей, повышает уровень коррупции в органах власти, способствует криминализации общества и усиливает пренебрежение к закону. Нередки случаи, когда взяточничество связано с другими преступлениями, в том числе с теми, которые относятся к тяжким или особо тяжким.

К ним могут относиться преступления экономического характера (незаконное предпринимательство, нарушение таможенных правил, уклонение от уплаты налогов), преступления против собственности (хищение имущества, мошенничество), преступления против правосудия (незаконное содержание под стражей, вынесение заведомо неправосудного приговора).

Под взяточничеством следует понимать действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на получение определенных выгод материального или имущественного характера в ответ на совершение в интересах взяткодателя определенных действий (бездействия). Заметим, что эти действия (бездействие) могут вытекать из должностных обязанностей лица, т.е.

их выполнение является обязательным, а могут носить незаконный характер (например, закрытие следователем уголовного дела за взятку от виновного). Важной чертой взяточничества является то, что взяткополучатель наделен определенными властными полномочиями. Сам факт работы в органе государственной власти еще не делает работника должностным лицом.

Таким образом, взятка должна быть предназначена для должностного лица либо для лиц, интересы которых это должностное лицо представляет. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что предметом взяточничества могут являться не только деньги в наличной или безналичной форме, но и различные дорогостоящие предметы (например, ювелирные изделия, аудио-, видеоаппаратура, автомашина).

Помимо этого в качестве взятки могут быть предоставлены безвозмездно услуги, которые подлежат оплате (получение туристических путевок, производство строительных, ремонтных работ). К взятке следует отнести и получение товаров и услуг по ценам гораздо ниже сложившихся на рынке.

Для того чтобы определить такую “убыточную реализацию” товаров, работ, услуг, следует прибегнуть к отражению в бухгалтерском учете этой операции или сравнить ее с другими подобными сделками. Необходимо рассмотреть положение ст.

575 ГК РФ, которая не допускает дарения подарков, чья стоимость превышает 5 МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Если исходить из смысла этой статьи, то размер взятки должен превышать 5 МРОТ.

Однако аналогичного положения в уголовном законодательстве не содержится, и в Уголовном кодексе не установлены минимальные пределы стоимости взятки. Поэтому следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе меньше 5 МРОТ) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.

Взяточничество относится к числу трудно доказуемых преступлений, в связи с чем для усиления борьбы с этим преступлением необходимо, помимо установления уголовной ответственности, внести изменения в действующее банковское, финансовое, таможенное и налоговое законодательство.

Например, принятие федерального закона “О государственном контроле за соответствием крупных расходов полученным доходам граждан” сделает затруднительным получение взятки не самим взяткополучателем, а иными лицами, посредниками. Способствовать борьбе со взяточничеством может и введение обязательного декларирования доходов физическими лицами по итогам календарного года.

Основной состав получения взятки определен в ст. 290 УК РФ. Согласно ч.

1 уголовно наказуемым является получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод материального характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и ст. 290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти. Это вытекает из названия разд. X УК РФ – “Преступления против государственной власти”. Что касается непосредственного объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы, а также органов местного самоуправления. Для такого преступления, как получение взятки, важен такой признак преступления, как его предмет. Пленум Верховного Суда в п. 9 упомянутого Постановления N 6 указал, что предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. В нынешних условиях предметом взяточничества может быть и приватизация определенных объектов государственной собственности, “обналичивание” денежных средств с банковских счетов, сдача в аренду либо безвозмездное пользование квартир или дачных участков. Кроме того, на практике могут столкнуться с такими формами взятки, как открытая или завуалированная. При открытой форме взяткодатель непосредственно передает предмет взятки взяткополучателю или посреднику. Эта форма взятки известна очень давно, и правоохранительные органы выработали определенные меры борьбы с ней. При завуалированной форме выявить взятку гораздо сложнее, так как ее передача оформляется внешне законными формами. В качестве примера можно назвать оформление договора займа без процентов на очень длительный срок, выплату по договору подряда, который реально не выполнялся. Объективная сторона получения взятки представляет собой получение лично должностным лицом или посредником взятки за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя. Следовательно, ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность и в случае получения взятки не самим должностным лицом, а посредником. В пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ N 6 определено, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ. Таким образом, можно сделать вывод – посредником может являться лицо, которое действует по поручению взяткодателя или взяткополучателя и непосредственно передает предмет взятки, а значит, для квалификации действий посредника по ст. 291 УК РФ (“Дача взятки”) не имеет значения, получил ли посредник от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение за посредничество. При анализе ст. 290 УК РФ можно прийти к выводу, что в основном составе получения взятки возможны несколько форм использования должностным лицом своего служебного положения. Наиболее распространенной формой являются действия (бездействие), которые входят в круг служебных полномочий должностного лица, например внесение в акт ревизии данных, необходимых взяткодателю, решение кадровых вопросов, распоряжение кредитными и денежными ресурсами. Другой формой использования служебных полномочий законодатель называет способствование в силу своего должностного положения определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. Здесь используется в основном возможность должностного лица воздействовать на тех лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение. Как правило, у взяткополучателя возможность воздействия возникает в силу определенного положения в иерархической структуре. Например, начальник вышестоящего органа может требовать от должностных лиц нижестоящего органа совершения определенных действий в пользу взяткодателя. В статье 290 названо также общее покровительство и попустительство по службе. Данная форма использования служебного положения может выражаться в незаслуженных денежных поощрениях, способствовании карьерному росту, в непринятии мер при нарушениях трудового законодательства и дисциплинарных проступках. Пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ N 6 определяет, что ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка – до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя, и на квалификацию содеянного не влияет. Следовательно, такой признак преступления, как время его совершения, значения для состава преступления не имеет. Кроме того, следует, что состав преступления по ст. 290 УК РФ образует как взятка-подкуп, которая вручена до совершения должностным лицом определенных действий, так и взятка-вознаграждение, которая вручается после совершения действий. Не требуется и предварительной договоренности между взяткодателем и взяткополучателем. Согласно ст. 290 действия должностного лица должны быть совершены им в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Следовательно, состав преступления налицо, когда интересы взяткодателя или представляемых им лиц удовлетворены. В пункте 9 Постановления Пленума ВС РФ N 6 указано, что суд должен выяснить и отразить в приговоре, за выполнение или невыполнение каких действий в интересах взяткодателя должностным лицом получена взятка. Получение взятки имеет конструкцию преступления с формальным составом. Оно считается законченным с момента получения взятки должностным лицом. Это подтверждается п. 11 Постановления N 6, согласно которому получение взятки считается оконченным с момента принятия получателем взятки хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная взятка не получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, то содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. При этом не требуется, чтобы должностное лицо выполнило какое-либо действие (бездействие) в пользу взяткодателя. Достаточно того, чтобы оно осознавало, что получает взятку в обмен на совершение определенных действий, и могло их совершить. В случае если должностное лицо получает взятку за действия, которые не входят в круг его служебных полномочий, и оно не в состоянии их совершить, содеянное необходимо квалифицировать как мошенничество. Это подтверждается п. 20 Постановления Пленума ВС РФ N 6.

Понятие субъекта преступления, предусмотренного ст. 290, необходимо давать с учетом примечания 1 к ст. 285 УК РФ: должностным лицом в статьях гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительские, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях. Схожее определение субъекта получения взятки содержится и в Постановлении Пленума ВС РФ N 6. Исходя из этого, можно прийти к выводу, который подтверждается судебной практикой, что субъект преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является специальным.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-58740.html

Какая в РФ уголовная ответственность за взятку, ее дачу или получение?

Уголовная ответственность за взяточничество

На строгость наказания за получение взятки влияют несколько факторов, таких как ее размер, предумышленность преступления, какой пост занимает человек, который получил взятку. Небольшой размер взятки также не всегда спасает от ответственности. Если эта сумма (пусть даже 1000-2000 рублей) предназначалась для определенных махинаций.

Но иногда в судебной инстанции приходят к выводу, что ничтожный размер суммы позволяет прекращение судебного производства. Очень часто, в качестве взятки фигурируют некие подарки. Для того, чтобы связать его со взяткой, необходимо доказать, что данный подарок передан вследствие оказанной должностным лицом госструктуры услуги.

А если подношение стоит менее 3000 рублей, то его и взяткой не считают.

Квалификация масштабности взятки выглядит таким образом:

  • 25 тысяч рублей и выше – значительный размер;
  • 150 тысяч рублей и выше – взятка крупного размера;
  • 1 миллион и выше – взятка особо крупного размера.

Но обвиняемым во взяточничестве нужно знать – уголовную ответственность он будет нести не за размер взятки, а за доказанный факт того, этот «подарок» предназначен для покрытия им конкретного действия или бездействия. Если этого не будет установлено, то уголовное дело развалится.

Какая уголовная ответственность за взятку, мера наказания?

В УК РФ предусмотрена серьезная ответственность за дачу вознаграждения в виде денежных средств или иных подарков. При этом на степень наказания не влияет то, кто именно передал вознаграждение – заинтересованное лицо либо его посредник.

То, насколько серьезным будет наказание, зависит масштаб этого действа.

Есть определенный порог величины подношения, и, если ее размер не переступает этот порог – ответственность за нее определяется от большого штрафа, превышающего сумму взятки в 15-30 раз и вплоть до 2-х летнего тюремного срока, не избавляющего, опять же, от значительного штрафа. И так далее – чем больше сумма взятки, тем серьезнее подразумевается наказание за ее дачу. Переступив порог значительности взятки, человеку грозит тюремный срок в виде 3-х лет и штраф, кратный 20-40 размерам врученной суммы и т.д.

Особо следует отметить уголовную ответственность за взятку, размер которой определяется как особо крупный. Здесь можно надолго лишиться свободы – вплоть до 15 лет и выплатить еще и штраф, который больше суммы взятки в 70-90 раз.

Понятие заведомая незаконность включает в себя то, что лицо, дающее взятку, осознает, что этот факт влечет за собой совершение противоправных действий лицом, получившим подношение, но это не удерживает его данного поступка.

Искреннее раскаяние в своих действиях, посильная помощь следствию поможет лицу, совершившему данный поступок смягчит меру ответственности за него. Для этого нужно самому написать заявление в полицию о желании сотрудничать, а также попытаться доказать, что взятку вымогали.

Получение взятки и ответственность за нее.

Серьезным преступлением в нашей стране, наказание за которое трактуется статьей 290 УК РФ, является получение каких-либо ценностей либо денежных средств за помощь дающему в совершении определенного действия или бездействия.

Взятка может исчисляться в денежных средствах, дорогостоящих подарках или услугах, которые были предоставлены в качестве оплаты за вышеописанные действия.

Причем абсолютно неважно для применения ответственности, сам ли адресат получил взятку или использовал схемы, задействующие третьих лиц.

За самую простую взятку, получивший ее может быть сурово наказан. Денежные штрафы начинаются от 25-50 кратного размера взятки и трехлетнего тюремного заключения.

Особо крупный размер мзды влечет за собой ответственность в виде 80-100 кратного штрафа и тюремного срока от 8 до 15 лет. Дополнительным наказанием получателя взятки является лишение его прав на осуществление вверенной ему деятельностью сроком на 3 года.

По усмотрению суда этот срок может варьироваться. Взяткодатели наказываются подобным образом, если преступление совершено группой лиц.

Можно избежать наказания за дачу взятки или за ее получение, если активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Но это возможно, если сумма взятки не превышала 10 тысяч рублей.
Теперь, наверное, понятно какая уголовная ответственность за взятку (получение или дачу) в РФ. Главное помнить, что в какую бы сложную ситуацию ты не попал не нужно ее еще больше усугублять.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d6fcfc1f73d9d00ad9c9ac0/kakaia-v-rf-ugolovnaia-otvetstvennost-za-vziatku-ee-dachu-ili-poluchenie-5d72490698fe7900adeba791

Наказание за взятку

Уголовная ответственность за взяточничество
Узнать цены на услуги юриста по взяткам

Дача и получение взяток – это одно из наиболее опасных социальных явлений нашего общество. Взяточничество приравнивается к коррупции и существенно подрывает устои государственности, равных прав и справедливости в обществе. Вот уже долгое время государство активно борется с проявлениями коррупции, применяя для этого различные механизмы контроля.

Неудивительно, что за дачу взятки должностному лицу предусмотрена не административная, а уголовная ответственность по статьям 290-291 УК РФ.

Взяточничеством считаются три проявления коррупции: получение, дача и посредничество во взяточничестве. Ответственность за нарушение социальных норм грозит как тому лицу, кто даёт мзду, так и должностному правонарушителю.

Объективная сторона преступления

Предметом вопроса о взяточничестве считается получение материального или иного вознаграждения за действие либо бездействие на должностном посту.
Согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ, чиновник (полицейский, врач, работник образования, судебный пристав и т.д.) может получать деньги за следующие проявления в своём поведении:

  1. Применение служебных полномочий в части оказания действия либо бездействия в пользу взяткодателя или его представителей (например, судебный пристав «закрывает глаза» на взыскание имущества должника в счёт уплаты долга).
  2. Обращение к другим должностным лицам с целью оказания ими действия либо бездействия в пользу взяткодателя или его представителей (например, сотрудник ГИБДД обращается к своему начальству и ускоряет процедуру выдачи номерных знаков для взяткодателя).
  3. Оказание покровительства на служебном месте (например, начальник заминает административное дело в отношение одного из сотрудников).
  4. Попустительство по службе.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по взяткам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

8 800 350 14 85 03

Консультация по телефону
(Москва и область)

8 499 938 59 55 Узнать цены на услуги юриста по взяткам

Таким образом, коррупцией считаются должностные действия/бездействия за определенную материальную поддержку. Взятка может быть передана как самим взяткодателем, так и через представителей.

Способы дачи подкупа

Раскрытие преступлений, связанных с дачей взяток, имеет под собой достаточно серьезные особенности.

Способы подкупа постоянно усовершенствуются, что создает определенные сложности с привлечением виновных к ответственности по ст. 291 УК РФ. Мелкие и средние виды дачи «вознаграждений» часто спускаются на тормозах, что также не способствует раскрываемости фактов коррупции.

Взятки могут передаваться следующими способами:

  1. Пополнение банковского счёта или электронного кошелька.
  2. Взяткодатель сообщает должностному лицу о поступлении денег на счёт и передаёт код доступа к кошельку (пин-код либо логин и пароль). Такие случаи коррупции очень сложны для распознавания. Особенно если в деле фигурируют огромные суммы денег.
  3. Контракт с фирмой
  4. Подкупы также крутятся вокруг выгодных тендеров или прочих спонсорских конкурсов. Чаще всего коррупционеры договариваются о создании «подставной» фирмы, после чего передают ей выгодный контракт или сумму денег.
  5. Преференции родственникам.
  6. Получатель может и вовсе не быть объектом получения взятки. Например, если взяткодатель передает «благодарность» не самому должностному лицу, а через его родственников или знакомых.
  7. Конверт или пакет с вознаграждением.Такой способ передачи является наиболее распространенным. Нечестные на руку граждане могут передавать любые суммы в обмен на оказание должностных услуг в обход системы.

Признаки вымогательства взятки

Заподозрив факт взяточничества или столкнувшись с коррупцией на службе потребуется выяснить, действительно ли речь идёт о даче мзды? Для распознавания мошеннических схем следует руководствоваться следующими признаками взятки:

  1. Чиновник увиливает от прямого сообщения необходимости дачи денег, а лишь «намекает» на это действие. Как правило, это выражается в односложных предложениях со скрытым, но в целом понятным другому субъекту смыслом;
  2. Должностное лицо всячески намекает, что разговор о «поощрении» может состояться во внерабочее время;
  3. Размер побора может и не озвучиваться, но цифры фигурируют в разговоре с чиновником, набираются на телефоне, компьютере или пишутся на бумаге;
  4. Должностное лицо покидает свое рабочее место, оставляя посетителя одного в кабинете с открытой дверью. В помещении могут находиться места, которые предусмотрены для передачи взятки (открытая папка, портфель, ящик стола, коробка и т.д.);
  5. Требующий взятку может переадресовать вопрос другому должностному лицу или своему знакомому.

Почему о подкупе не говорят в открытую и не вымогают его прямым подтекстом? Всё дело в уголовной наказуемости подобных деяний, о чем злоумышленники прекрасно осведомлены.

Ответственность за дачу и получение взятки

Наказания за дачу и получения взятки распространяются на всех участников коррупционной схемы, включая посредников и подстрекателей. Наиболее частым проявлением взяточничества считаются ситуации на дорогах при участии водителей и сотрудников ДПС.

Уголовная ответственность:

  1. До 25 тысяч рублей – наложение штрафа, превышающего размер мзды в 15-30 раз; 3 года принудительных работ; тюремное заключение до 2 лет с наложением штрафа, в 10 раз превышающего размер взятки.
  2. Дача мзды от 25 до 150 тысяч рублей – взыскание суммы до 40 раз больше размера «благодарности»; тюремное заключение на срок до 3 лет + обязательная уплата штрафа, в 15 раз больше суммы мзды.
  3. Свыше 150 тысяч рублей – снятие с текущей должности на срок в 3 года с наказанием в виде штрафа до 80 раз больше размера взятки; тюремное заключение на срок до 10 лет с обязательной уплатой штрафа 80 размеров данной мзды.
  4. Дача взятки более 1 млн рублей – снятие взяткодателя с текущей должности на срок не менее 3 лет, а также уплата штрафа суммой 90 размеров переданной взятки; лишение свободы на срок до 12 лет + штраф, превышающий размер мзды в 70 раз.

Таким образом, взяточничество является значимым социальным пороком, который наказывается уголовной ответственностью. Поэтому, столкнувшись с фактом коррупции следует немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы.

Полезная информация по взяткам

Источник: https://advocate-service.ru/bribe/nakazanie-za-vzyatku.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.