Маркова елена викторовна

Ушла из жизни профессор-искусствовед, исследователь творчества Марселя Марсо Елена Маркова

Маркова елена викторовна

22 июля на 68 году жизни умерла Елена Викторовна Маркова, профессор Санкт-Петербургской театральной академии, педагог по истории зарубежного театра и пантомиме, известный исследователь пластического театра – автор единственной в мире монографии о великом французском миме Марселе Марсо, переводчик и редактор многих книг и сборников по зарубежной пантомиме.

В 1976 году в Театральной академии (тогда – ЛГИТМиКе им. Н.К.Черкасова) появился первый за всю историю экспериментальный курс пластических актеров под руководством Ивана Коха и Кирилла Чернозёмова.

На нем Елена Маркова стала впервые преподавать пантомиму – искусство, к которому в советской России относились с опаской, как ко всем искусствам, которые плохо поддаются цензурированию. Этот курс стал единственным – со смертью Коха на кафедре сценического движения эксперименты закончились.

Но Елена Маркова преподавала основы этого удивительного искусства до конца дней – в многочисленных театральных вузах страны: Новосибирском, Ярославском, Нижегородском, в Кривом Роге на Украине, – а также в лабораториях и любительских студиях.

Преподавала с одинаковой отдачей профессионалам и людям без дипломов – всем, кто хотел почувствовать новые возможности своего тела, научиться телом говорить, рождать образы.

Параллельно – практика и наука всегда шли у нее рядом, рука об руку – она читала лекции будущим театроведам, в том числе, и автору этих строк.

И лекции ее не были похожи на академические монологи – это были рассказы о людях, настолько яркие, что, казалось, Маркова говорила о своих друзьях, среди которых были совсем близкие: Этьен Декру, например, основатель современной пантомимы, чьи статьи именно Маркова сделала достоянием российской театральной мысли, выпустив книгу переводов с подробнейшим предисловием. Впрочем, со многими практиками пантомимы она действительно была знакома. А уж когда говорила о любимом Марсо, ее изящные, пластичные руки с тонкими длинными пальцами взмывали над столом и, складываясь в какие-то красивейшие мудры, рисовали в воздухе то, что делало на сцене тело Марсо. Это не были лекции – это уже была настоящая магия.

Елена Викторовна Маркова

Из личного архива Александры Житинской

Так случилась, что диплом я защищала у нее же, у Марковой, поскольку герой моих исследований, английский режиссер-новатор Эдвард Гордон Крэг, был кумиром Этьена Декру. И так случилось, что я в тот момент была глубоко беременной.

Так вот Елена Викторовна неожиданно окружила меня совершенно материнской заботой и без устали объясняла зарубежной кафедре и моему оппоненту Николаю Песочинскому, что мне сейчас категорически нельзя волноваться.

А когда на предзащите рассказывала своим собравшимся коллегам о моем дипломе, то, глядя на мой огромный живот, даже не сдержала слёз, проговорив, что вот эта моя функция, стать матерью, несоизмеримо важнее любых дипломов и любых наук вообще. Елена Викторовна это понимала, как никто.

Сама она была выдающейся матерью двух дочерей, Маши и Саши – и современной, почти цветаевской, бабушкой внучки Ксении. Когда я приезжала к Марковой на Лахтинскую улицу с новыми страницами диплома, ее младшая дочь Саша Житинская была подростком, вундеркиндом, начинающей пианисткой. И Маркова кружила над ней, как орлица над орленком.

Это был для меня первый урок предстоящего материнства, к которому я тогда относилась совершенно безответственно. Однажды Елена Викторовна засиделась со мной слишком долго – и обиженная отсутствием внимания Саша стала подчеркнуто громко общаться по телефону в коридоре. «Папе звонит, – сказала Елена Викторовна, иронично улыбнувшись. – Обижается. Ну ничего. Пусть».

И, выйдя провожать нас с мужем, сделала вид, что не замечает дочки. Это был единственный момент строгости, который я застала в отношениях Елены Викторовны и Саши. Потом Саша выросла, окончила консерваторию сразу по двум специальностям – исполнительской и композиторской.

И, где бы они ни появлялись вместе, эти две женщины – мать и дочь, высокая, стройная Елена Викторовна и маленькая Саша выглядели гармоничной скульптурной группой, людьми, слепленными воедино огромной нежностью, любовью, глубоким взаимным уважением и пониманием.

Потом Маркова с безумной гордостью приглашала меня на Сашины концерты, а Саша – на презентации маминых книг в подхваченное ею после смерти отца, писателя Александра Житинского, замечательное арт-пространство «Книги и кофе».

И еще вспоминается, как мы с Еленой Викторовной, будучи обе экспертами «Золотой маски», отсматривали спектакли по всей России: например, летели из Питера в Новосибирск, а оттуда целый день ехали в продуваемом всеми ветрами поезде в Екатеринбург.

И как Маркова всю дорогу заставляла меня пить горячий чай с тремя каплями коньяка, который возила с собой в маленькой фляжке в медицинских целях.

А потом в отеле кормила кашами из пакетиков – тогда только появились такие быстрые овсяные каши с ягодами, и Маркова набрала их целый мешок, не забыв и кипятильник, заботясь о своем и почему-то моем здоровье.

И так же, с заботой и любовью, она относилась ко всем своим ученикам и ко всем актерам и режиссерам, о которых писала. И в этой не просто интеллигентной, а именно материнской позиции по отношению к людям была ее уникальность.

Она ушла, успев достойно – книгой, видеокурсом по пантомиме, лекциями, презентациями – отметить 90-летие своего любимого Марселя Марсо. Даты и факты, которые она пыталась заложить в наши головы, остались в ее книгах и статьях.

Тепло ее рук, глаз, голоса ушло вместе с ней. Вечная память…

Отпевание и прощание с Еленой Викторовной Марковой пройдет В субботу, 26 июля, в 11.00 в центральном зале крематория на Шафировском, 12.

Справка «Фонтанки» Елена Викторовна Маркова (1946-2014) окончила театроведческий факультет ЛГИТМиК (ныне СПГАТИ) в 1970 г. Член Союза театральных деятелей с 1973 г. С 1976 по 1980-й — работала педагогом по технике современной пантомимы в экспериментальном классе ЛГИТМиКа (худ. рук. И. Э. Кох, мастер курса К. Н.

Черноземов), в 1970-е преподавала пантомиму в студиях Ленинграда. В 1987 г. защитила диссертацию «Проблемы развития современной зарубежной пантомимы». С 1988 преподавала на кафедре зарубежного искусства.

Несколько лет Елена Викторовна работала экспертом Национальной театральной премии «Золотая маска», была членом жюри многих театральных фестивалей, среди них: «Онежская маска», «Брянцевский фестиваль», «Рождественский парад», «Театр начинается», «Встречи на Моховой» и др.

Член жюри фестивалей пантомимы в Казани, Риге, Пензе, Челябинске, Москве, Ленинграде, Горьком (Н.Новгород), Кривом Роге, интернет-фестиваля «Белая маска».

Проводила мастер-классы по пантомиме во многих городах России и зарубежья. Автор книг: «Марсель Марсо». Л., 1975 (второе издание в 2013 г.); «Современная зарубежная пантомима». М., 1985; Декру Э.

Слово о миме (вступительная статья и перевод с франц. Совместно с В. Соловьевым); «Off Nevsky Prospekt St Petersburg's studios in the 1980s and 1990s». London, 1998; «Пантомима XX века. Сценарии и описания». СПб., 2006; Этьен Декру: Теория и школа “mime pur”. СПб.: СПБГАТИ, 2008; “Уроки пантомимы: Учебное пособие”. М., 2012.

Ответственный редактор сборника и автор статьи в сборнике «Академия пантомимы: теория и практика». М., 2011; редактор и автор послесловия монографии Владимира Ольшанского “Путь клоуна : история смехотерапии”. (М.: Зебра, 2013). Автор более ста публикаций в различного рода сборниках, журналах и газетах.

Жанна Зарецкая, “Фонтанка.ру”
 

Источник: https://calendar.fontanka.ru/articles/1725/

Елена Маркова

Маркова елена викторовна

Прочитала впервые статью Анны Константиновой о Елене Викторовне, которую она написала 2 года назад, все так точно… Мы помним и любим Вас, Елена Викторовна. Светлая память!

Издание книги “Пантомимический дневник” | Planeta
https://planeta.ru/campaigns/mimediaryЕлена Викторовна Маркова – театровед, кандидат искусствоведения, профессор СПбГАТИ, педагог пантомимы, постановщик пластики ряда спектаклей в драматических театрах и театрах кукол.

Показать полностью… Автор книг о современной пантомиме («Современная зарубежная пантомима», «Этьен Декру “Слово о миме”», «Off Nevsky Prospekt St Peterburg’s studios in the 1980s and 1990s» и др.) и многочисленных (более 100) публикаций в газетах, журналах.

Самой известной из книг по праву можно считать монографию о Марселе Марсо, которая представляет собой первую полную биографию актера на русском языке, содержит фрагменты интервью актера и ранее не публиковавшиеся фотографии, сделанные во время его гастролей в СССР. Именно за эту книгу Е. Маркова была удостоена медали Правительства Франции. С Е.В.

Марковой сотрудничали такие выдающиеся актеры, как Вячеслав Полунин, Наталья Фиссон, Сергей Дрейден и другие. Наиболее ярким продолжателем искусства пантомимы стал ученик Марковой, актер Леонид Тимцуник, ныне один из ведущих московских режиссеров по пластике, сотрудничающих с К. Райкиным, О. Табаковым, В. Мошковым, А. Германом, Р. Лепажем.

В октябре 2016 года Елене Викторовне исполнилось бы 70 лет. К этой юбилейной дате задумана книга “Пантомимический дневник”, на издание которой 17 апреля стартовал краудфандинг на сайте planeta.ru Поддержать издание книги можно здесь:

https://planeta.ru/campaigns/mimediaryКнига памяти «Пантомимический дневник» будет представлять собой сборник статей, написанных Еленой Викторовной за время ее творческой деятельности. Большая часть этих статей была опубликована в ведущих театральных изданиях страны и многочисленных периодических изданиях, но в сборник войдут и неопубликованные ранее статьи, дневниковые пантомимические записи.

Тематика многогранна: статьи, посвященные отдельным выдающимся личностям, обзорным статьям об истории пантомимы, о пантомимических фестивалях. Это будет первое издание, которое обобщит все имеющиеся разрозненные материалы известного театроведа и легендарного исследователя в вопросах пантомимы о явлениях театрального искусства в целом и пантомимического в частности.

Сегодня, в день театра, в дополнение к поздравлениям, очень хочется сообщить всем маминым друзьям, коллегам и ученикам, что книга к ее юбилею (в октябре этого года) уже начала формироваться. Рабочее название “Пантомимический дневник”, именно такую тетрадь я нашла в ее архиве – с мамиными пометками о пантомиме, об экспериментальном курсе в Академии и общей пантомимической картине.
Показать полностью… Это будет сборник статей из архива, перемежающийся дневниковыми записями и воспоминаниями о маме тех, кого она учила, о ком писала и с кем трудилась на этом поприще.Сейчас вместе с мамиными бывшими аспирантками и помощницами по архиву Аней Константиновой и Юлей Куниной мы собираем эти материалы, составляем статьи из архива (в том числе неопубликованные) и ищем возможности издания памятного сборника, который планируем сделать первым в ряду публикации архива пантомимы. Оформит книгу Борис Петрушанский. Если у кого-то есть идеи, как организовать финансовую часть издания – пишите, я буду крайне признательна. Этот вопрос пока не решен.А сегодня хочется опубликовать первый отрывок из дневника. Эта запись была найдена отдельно от общей тетради, но она достойна того, чтобы открыть эту историю. Первая запись о пантомиме сделана мамой в 20 лет.12 августа 1966 года«Я покорена искусством пантомимы до того, что и сама решилась заниматься им. Назавтра предстоит отчаянная встреча. После очень долгого перерыва я увижу Марсо. Как-то покажется он мне?»Следующая запись в дневнике (год не известен)«Смотрю его уже третий раз. И поняла то, что Марсель – классик. О, он давно уже усвоил, что ему нужно работать без промаха. Что сцена любит постоянство. Что техника спасёт, способна убеждать. Он завоевывает публику техникой, безукоризненностью. И потом покоренным тысячам людей рассказывает свли чувства. Это классический подход (прием) и к сцене.Заставки, черно-белый свет, постоянный костюм, коорый «обнажает» только работающие части тела. Международные темы и только под конец немного Франции и много чувств самого Марсо. У Марсо нет контуров. Ни один художник не рисует его полностью. Марсо – актер движения. И он ясен и отчетлив только в движении.

Я всегда делаю замечания разговаривающим в зале теткам. Всегда, кроме тех, которые шепчутся на Марсо- «Смотри, смотри, как он пальцем-то. А это он сеть показывает. Надо же». И я молчу. «Это» никому не мешает. «Это» восхищение профессионализмом, это то же самое, когда ребенок смотрит во все глаза на ловкие пальцы вяжущей няни.»

Благодаря таким прекрасным и подвижным – как Вы Елена Викторовна – мы еще живы, как культурная нация. Хотя бы мысленно в душе попросить совета и поддержки. И получаешь…

Как же я вас любила, и как с вами было хорошо рядом, дорогая вы моя

Валентина Герасимова.И вырвалось у мима слово,Когда молчать уж нету сил!Сказать так хочется ей много,Которую БОГОТВОРИЛ!…

Спасибо Вам за преданную любовь к пантомиме!

Елена Викторовна, спасибо Вам за все! За открытость, за дружбу, за профессию! Почему-то спокойно за Вас, но как же Вас не хватает…

Сегодня первый день рождения Елены Викторовны, когда ее нет с нами рядом. Теперь это день памяти, в который каждый вспомнит что-то свое, связанное с Еленой Викторовной – педагогом, коллегой, другом, мамой…

ниже видео с памятного вечера в августе, где Елену Викторовну вспоминают родные, коллеги, друзья и ученики.

Для тех, кто хочет проститься с Еленой Викторовной:В субботу, 26 июля, в 11:00 состоится церемония прощания и отпевание в центральном зале крематория на Шафировском, 12.Тех, кто не сможет добраться сам, повезет автобус от Театральной академии. В 9:30 автобус будет ждать на Моховой. Тем же автобусом в 12:30 можно будет добраться потом до СТД на поминки в ресторане Дома актера на Невском, 86.

Спасибо всем от семьи за ваши соболезнования и теплые слова.

С праздником, дорогая Елена Викторовна!

На стене пока нет ни одной записи

Источник: https://vk.com/id8523712

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.