Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах

Труд шахтеров, осуществляющих добычу полезных ископаемых подземным способом, работников, занятых на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийно-спасательных работах – этот труд высоко ценим и повышено опасен. Люди, работающие в этой сфере, подвергнуты опасности на каждом шагу. Профессиональный риск, которым подвергается каждый работник вышеперечисленных профессий, должен оправдывать этот тяжелый труд.

В целях минимизации рисков к таким работникам должны предъявляться особые требования, которые предусмотрены в главе 51.1 Трудового кодекса российской Федерации. Введение в силу данной главы означает значительное движение вперед в рамках законодательства РФ, ведь с принятием этой главы создался тот необходимый механизм регулирования трудовых отношений работодателей и работников, занятых на подземных работах, обладающих значительной спецификой и ранее должным образом не регламентированных. Эта глава вступила в силу 30 ноября 2011 года.

Так, Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности приема на подземные работы, порядок проведения медицинских осмотров (обследований), случаи отстранения работников, дополнительные обязанности работодателя при организации и проведении подземных работ. Но, как считают многие теоретики, до сих пор остается много нерешенных проблем в сфере регулирования этих правоотношений.

Во-первых, до конца остается непонятным,  каких работников считать занятыми на подземных работах. Да, в кодексе указывается, что это «работники, непосредственно осуществляющие добычу полезных ископаемых подземным способом, работники, занятые на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийно-спасательных работах в указанных сооружениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом), за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена», но подпадают ли под действие главы 51.1 Трудового кодекса РФ подземные автотуннели, торговые центры и иные подземные сооружения?  

Поскольку ранее в Постановлении Госкомтруда СССР и ВЦСПС "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" были утверждены списки лиц, занятых на подземных работах. Однако в связи с изменением порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, упомянутый документ не применяется, поскольку противоречит Трудовому кодексу РФ.

Исходя из этого, возникает необходимость конкретизировать список должностей и работ в данной области, чтобы в дальнейшем не существовало разногласий и противоречий относительно этого.

Во-вторых, в ст. 330.5 Трудового кодекса введена новая категория: недопущение к работам, хотя в ст. 330.4 Трудового кодекса регламентированы случаи отстранения от работы. Согласно ст. 330.5 ТК РФ недопущение к подземным работам является обязанностью работодателя в отношении следующих категорий работников:

  1. имеющих медицинские противопоказания к указанным работам;
  2. не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;
  3. в случае необеспечения специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты.

Но с другой стороны, в ст. 76 Трудового кодекса предусмотрено общее для всех работников основание отстранения от работы (недопущение к работе) - при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором. Эта норма отождествляет понятия "отстранение" и "недопущение" к работе. В этом видятся определенные противоречия и несогласованность норм права. Соответственно, думается, что это излишне - указывать в специальной ст. 330.5 ТК РФ такой случай для недопущения работника к работе, как медицинские противопоказания.

В-третьих, существует некий пробел относительно необеспечения работодателем специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты. В соответствии со ст. 221 ТК РФ работодатель выдает работникам средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Но, если брать во внимание ст. 330.5 Трудового кодекса, то работодатель теперь заинтересован не выдавать средства индивидуальной защиты и освобождать работников от работы. Статья 330.5 ТК РФ не регламентирует вопросы оплаты в случае недопущения работников к работе. В этом видится главный пробел указанной нормы. Полагаем, что работнику должна производиться оплата за соответствующий период как за простой. Соответствующие изменения обязаны быть внесены в Трудовой кодекс РФ. Итак, новая ст. 330.5 ТК РФ повторяет уже существующие нормы, не регламентирует вопросы оплаты труда и не решает действительные проблемы, которые существуют на подземных работах.

В-четвертых, одной из серьезных проблем является вопрос охраны труда, а также расследование несчастных случаев, происшедших с работниками на подземных работах. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливает общие требования безопасности на подземных работах. Специальные правила безопасности по каждому отдельному виду работ (при добыче угля, нефти, газа, железной руды и других рудных и нерудных полезных ископаемых) предусматриваются в соответствующих нормативных документах

Например, Постановлением Госгортехнадзора утверждены Правила безопасности в угольных шахтах. Согласно указанным Правилам все несчастные случаи, профессиональные заболевания, а также аварии подлежат регистрации, расследованию и учету. Указанное Положение распространяется на всех без исключения работников и не содержит особенностей для отдельных видов работ. Специальный порядок расследования и учета несчастных случаев для подземных работ до сих пор не установлен.

Согласно ст. 212 ТК РФ в число обязанностей работодателя в части охраны труда входит обеспечение организации контроля над состоянием условий труда на рабочих местах, правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Одновременно в Трудовой кодекс РФ было включено требование об обязанности работодателя информировать работников об:

  1. 1.     условиях и охране труда на рабочих местах,
  2. 2.     риске повреждения здоровья,
  3. 3.     полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты,
  4. 4.     праве работника на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

В 2011 г. в ТК РФ внесены определение профессионального риска и порядок его оценки. В соответствии с ним, профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях.

Таким образом, в настоящее время любой работодатель, включая работодателя, занятого на подземных работах, обязан обеспечить весь комплекс мероприятий по охране труда, в том числе аттестацию рабочих мест по условиям труда и оценку профессионального риска. К настоящему времени в отечественной практике имеются лишь единичные работы по оценке тяжести, напряженности и вредности труда работников на подземных работах, хотя вопрос требует детального изучения и единого методического подхода в правовом регулировании. Необходимо разработать положение о системе управления профессиональными рисками на подземных работах. В ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрены дополнительные обязанности работодателя по безопасному ведению подземных работ, а именно: допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте. Вместе с тем согласно ст. 17.1 указанного Закона ответственность за причинение вреда жизни или здоровью работников в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте возложена на владельца опасного производственного объекта в соответствии с гражданским законодательством. Представляется, что в гл. 51.1 ТК РФ должна быть предусмотрена отдельная статья - ответственность работодателя за причинение вреда жизни или здоровью работников, занятых на подземных работах.

Но всё это лишь критика российского законодательства в отношении регулирования труда работников, занятых на подземных работах. Что касается именно особенностей данного регулирования, то можно выявить следующие факторы:

  1. работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры в начале рабочего дня, а также в течение и в конце рабочего дня;
  2. медицинские осмотры проводятся непосредственно работодателем с целью диагностики и предупреждения профессиональных заболеваний, а также для выявления возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения у работников;
  3. отдельные случаи отстранения от работы работников, предусмотренные трудовым кодексом Российской Федерации;
  4. дополнительные обязанности работодателя.

Учитывая изложенное, следует продолжить работу по совершенствованию трудового законодательства в части особенностей регулирования труда работников, занятых на подземных работах.