Жилищное право

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

Как всем известно, транспортные средства являются источниками повышенной опасности, и для приобретения права на вождение транспортных средств, необходимо получить водительское удостоверение. В связи с этим существуют некоторые особенности в регулировании труда работников транспорта, вследствие чего была принята глава 51 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

Нужно указать на то, что в кодексе не предусмотрено понятие самой работы, связанной с движением транспортных средств. Но исходя из общего понимания такого явления, можно сказать, что данная работа состоит в непосредственном управлении транспортными средствами либо же техническим обслуживанием транспортных средств.

Для каждого вида транспорта существуют отдельные правовые акты, регулирующие порядок прохождения профессиональной подготовки и порядок отбора граждан, принимаемых на такую работу.

В частности, порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, определения психофизиологических качеств, профессиональной пригодности установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах. Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.

При приеме на работу, связанную с движением транспортных средств, работник обязан представить необходимые документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки: диплом, удостоверение, свидетельство.

Условия на получение права на управление транспортным средством установлены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения».

Граждане, достигшие определенного данным законом возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, приобретают право на управление транспортными средствами после успешной сдачи экзамена.

В зависимости от вида транспортного средства, допускаются к управлению:

1. мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "А") - лица, достигшие 16-летнего возраста;
2. автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "Д" (категории "С"), - лица, достигшие 18-летнего возраста;
3. автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория "Д"), - лица, достигшие 20-летнего возраста;
4. составами транспортных средств (категория "Е") - лица, имеющие право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
5. трамваями и троллейбусами - лица, достигшие 20-летнего возраста3.

К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. 

Этот закон устанавливает и основания прекращения действия права на управление транспортными средствами. Это:

1. истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
2. ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
3. лишение права на управление транспортными средствами.

 

Также, при приеме на работу работнику необходимо пройти обязательный предварительный медицинский осмотр. Цель такого осмотра – выявление медицинских противопоказаний или каких-либо ограничений к деятельности, связанной с управлением транспортных средств. 

Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом (ст.23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Лица, которые не прошли данный осмотр или получили отрицательное медицинское заключение о профессиональной пригодности, не допускаются к работе на транспорте.

Работодатели же, в свою очередь, обязаны проводить профилактические мероприятия с целью совершенствования навыков вождения и оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Также, работодатели должны оплачивать прохождение обязательных медицинских осмотров своих работников, то есть, за свой счет.

Обязательные медицинские осмотры делятся напредварительные, периодические и предрейсовые.

Предрейсовые и послерейсовые осмотры проводятся медицинскими работниками данной организации. Если же медперсонал в данном предприятии отсутствует, работодатель обязан заключить договор на проведение всех видов медосмотра либо у себя, предоставляя медикам спецпомещение, либо это делать в лечебно-профилактическом учреждении. Ранее такое право предоставлялось и инспектору по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств.

Так как средства автомобильного транспорта являются источниками повышенной опасности, работники, их эксплуатирующие, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет за счет средств работодателя (ст.213 ТК РФ).

При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей и отстранить от работы (ст.76 ТК РФ).

Трудовой договор – основание возникновения прав и обязанной у работодателя и работника. В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, один из которых остается у работодателя, а другой переходит к работнику. На каждом экземпляре ставится подпись с обеих сторон. В случае, если работник фактически приступает к работе, а трудовой договор еще не составлен, то работодатель, в течение трех дней с начала допуска к работе, обязан составить такой трудовой договор.

Особенностью заключения трудового договора с работниками транспорта является условие о том, будет ли работник работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

Кроме того, в трудовом договоре указываются виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью

Еще одним ограничением для работников транспорта является недопустимость работы по совместительству, которая также связана с транспортными средствами. Перечень таких работ, профессий, должностей утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Этот перечень находится в открытом доступе.

В данной главе отсутствует информация о заключении, изменении и расторжении трудового договора. Вывод: применяются общие положения. Но в ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено условие, в соответствии с которым действие трудового договора прекращается, в случае истечения срока действия или приостановления действия на срок более двух месяцев или лишения работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права)если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору

Отдельному вниманию подлежат особенности режима рабочего времени и времени отдыха. 20 ноября 2004 года вступило в силу Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. В соответствии с этим положением, рабочее время водителя состоит из:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Соответственно, за это время работник имеет право на получение вознаграждения в виде заработной платы. 

Также, Положение содержит норму о том, что работодатель обязан составлять графики работы для водителей и предоставлять их работникам. В таких графиках необходимо предусматривать особенности рабочего времени водителя. Так, например, непрерывная смена водителя не должна превышать 10 часов, но в некоторых случаях может быть увеличена до 12 часов. Если же нахождение водителя в автомобиле предусматривает более чем на 12 часов, то работодатель обязан направить двух водителей. Кроме того, Положение указывает, что автомобиль должен иметь спальное место для второго водителя в таком случае.

При суммированном учете рабочего времени и при продолжительности рабочей смены более 8 часов водителю по усмотрению работодателя могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Конкретное время предоставления таких перерывов и их конкретная продолжительность устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

Положение закрепляет и время отдыха водителей, а именно: время, проведенное в смене не должно превышать время отдыха. И это справедливо – всё та же безопасность.

В итоге мы видим следующие особенности при рассмотрении регулирования труда работников транспорта: 

1) При приеме на работу, связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, к гражданам предъявляются особые требования: прохождение профессионального отбора и профессионального обучения;
2) Прохождение обязательного медицинского осмотра: предварительного и периодического;
3) Отличные от других режим рабочего времени и режим отдыха, закрепленных в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей;
4) Прекращение трудового договора в случае истечения срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника права на управление транспортным средством.

С первых же статей данной главы мы видим конкретные ограничения при вступлении в должности, непосредственно связанные с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Но эти ограничения вполне обоснованны. Безопасность дорожного движения – залог безопасности всего населения.