Гражданское право

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Каждый год в Россию поступает огромное количество иностранных граждан. У большинства из них основной целью пребывания на территорию Российской Федерации является заработок. Учитывая сложившиеся условия, когда на десять нелегально работающих иностранных граждан примерно один или два, которые работают легально, трудовое законодательство подвергнуто постоянному изменению. Необходимо легализовать как можно больше таких работников, при этом упрощая систему получения необходимых документов для поступления на работу в Российской Федерации.

В связи с этим, 1 декабря 2014 года в Трудовой кодекс Российской Федерации была введена отдельная глава, посвященная регулированию труда иностранных граждан и лиц без гражданства. Для того чтобы разобраться, какие же именно особенности в этой сфере устанавливает закон, обратимся к каждой из статей данной главы.

Но для начала, нужно разобраться, кто же такие иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Таким образом, иностранным гражданином следует считать любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве иного государства.

Лицо без гражданства подразумевает под собой человека, который не имеет доказательств и статуса принадлежности ни к одному из известных государств.

Итак, иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в трудовые отношения на территории Российской Федерации лишь по достижении ими возраста 18 лет. Если сравнивать с общими положениями, в соответствии с которыми граждане Российской Федерации могут работать и работают, начиная с 16 лет, то в данном случае это определено правовым положением таких лиц, а также необходимостью предъявления определенных документов при приеме на работу. Это является первым ограничением при приеме на работу иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вторым ограничением выступает невозможность иностранных лиц и лиц без гражданства занимать определенные законами Российской Федерации должности. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных лиц на территории Российской Федерации», иностранные граждане не могут:

1) находиться на муниципальной службе.

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром гражданского воздушного судна;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Как мы видим из представленного перечня, такое ограничение обусловлено необходимостью поддержания безопасности внутреннего устройства государства.

Также нужно отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права работать детективами, нотариусами, судебно-медицинскими и судебно-психиатрическими экспертами.

Чтобы иностранные граждане и лица без гражданства могли вступать в трудовые отношения с тем или иным работодателем, последнему необходимо иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, что также является дополнительным ограничением со стороны работодателя. Работодатель обязуется при привлечении иностранной рабочей силы:

1. иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников; 
2. обеспечить получение иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу; 
3. получить приглашение на въезд в РФ иностранного работника.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдает Федеральная миграционная служба РФ.

Но разрешительный порядок не касается иностранцев и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме - не дольше девяноста суток.

Чтобы получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, работодатель должен обратиться с заявлением в соответствующий орган внутренних дел. В этом заявлении он указывает необходимость использования иностранных граждан и лиц без гражданства, в дополнение предоставляя подтверждающие документы. Таким документом может являться проект трудового договора либо любой иной документ, подтверждающий предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о том, что работодатель намеревается в их привлечении, а также копии учредительных документов организации и пр. 

О целесообразности и необходимости привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства работодатель получает заключение территориального органа федеральной миграционной службы. В основе такого заключения лежит принцип приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. Федеральная миграционная служба учитывает также наличие на территории, с которой обращается работодатель, рабочей силы, плюс невозможность перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны для предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости граждан РФ. 

В разрешении на привлечение и использование иностранных работников указывается:

1. общая численность привлекаемых иностранных работников;
2. срок его действия;
3. основания для выдачи. 

Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользоваться разрешением на привлечение иностранной рабочей силы, если по его вине возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью. При прекращении деятельности предприятия или проведения им сокращения численности или штатов разрешение, выданное ФМС РФ, теряет силу независимо от окончания срока, на который оно было выдано. 

Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ заключаются в том, что иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в Российской Федерации.

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т.е. имеющие разрешение на постоянное проживание вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местными гражданами. 

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане - это лица, приехавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лечение, на учебу, в отпуск, на отдых. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране. Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут осуществлять трудовую деятельность исключительно в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание. 

При заключении трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства, помимо основных условий, в него вносятся сведения, согласно которым данное лицо вправе приступить к работе. К таким сведениям относятся: 

1. Разрешение на работу или патент, если заключается договор с временно пребывающими на территории Российской Федерации;
2. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации, если это – временно проживающие на территории Российской Федерации;
3. Вид на жительство, если это – постоянно проживающие на территории Российской Федерации;
4. Основания оказания медицинской помощи.

То есть, при отсутствии таких документов, иностранный гражданин юридически не может быть оформлен как работник в Российской Федерации. Порядок получения перечисленных документов устанавливается уже указанным выше Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации».

Еще одной особенностью является то, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляют документы воинского учета, в то время как граждане Российской Федерации обязаны их представить.

Законодательство Российской Федерации разделяет понятия отстранения от работы иностранных граждан и лиц без гражданства и прекращения трудового договора с такими лицами. В соответствии со ст. 327.5 Трудового кодекса Российской Федерации, основаниями для отстранения (приостановления) от работы являются: 

1. приостановление действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

2. окончание срока действия разрешения на работу или патента;

3. окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

4. окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации;

5. окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Основаниями же для прекращения действия трудового договора с такими лицами являются как и вышеуказанные причины, так и аннулирование этих документов, а также:

1) приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства;

2) невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода;

3) невозможность временного перевода работника.

В случае наступления двух последних оснований, работодатель обязуется направить работнику письменное предупреждение о прекращении действия трудового договора не менее чем за три календарных дня.

Необходимо также заметить, что иностранные гражданевправе быть предпринимателями, включая осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Положения законодательства об охране труда, которые обеспечивают всем работникам безопасность на производстве, а также постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем этот закон не содержит ограничений в связи с их правовым положением в Российской Федерации.

На иностранных работников распространяется положение статьи 91 ТК РФ о нормальной продолжительности рабочего времени не более 40 часов в неделю. Конкретная продолжительность рабочего времени определяется в трудовом договоре в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации. В зависимости от условий и характера выполнения работы с иностранным работником может быть заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера. На иностранных работников, работающих по трудовому договору, распространяются положения статьи 115 ТК РФ о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон.

Если сравнивать выплату выходных пособий для граждан Российской Федерации с иностранными гражданами и лицами без гражданства, то здесь преимущество на стороне последних. Почему? Потому что при расторжении трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников, на основании которого такому работнику было выдано разрешение на работу, ему выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. И это довольно справедливо с точки зрения юриспруденции.

Конечно же, углубляться в такую щепетильную тему можно достаточно долго. Существует ряд правовых актов, которые определяют правовое положение иностранных работников и лиц без гражданства, поглощаться и исследовать которые можно бесконечно. И с другой стороны, остаются нераскрытыми некоторые вопросы относительно трудоустройства и увольнения таких лиц. Законодательство Российской Федерации не совершенно, как и ничто иное, но всё же начало регулированию труда иностранных работников и лиц без гражданства положено и, как все надеются, будет дальше развиваться.

Несмотря на то, что гражданское право очень обширная отрасль права, а эта отрасль является одной из ключевой, то это не значит, что у нас помимо универсальных специалистов в области цивилистики нет специалистов, углубленно знающих отдельные под отрасли и институты. В компании существуют специалисты, уверенно знающие современное обязательственное право, вещное право, договорное право, деликтное право и т.п.

Наши специалисты выбрали для себя свою стезю и получили необходимый уровень компетенции для работы с Доверителями. Мы ориентированы на узкую специализацию и профессиональный подход к каждому Доверителю, с Вами будет работать специалисты, имеющий релевантный опыт работы и соответствующую компетенцию в нужной для Доверителя области права. Каждый должен заниматься своим делом, наше дело – защитить ваши гражданские права от посягательства на них со стороны третьих лиц.

Гражданское право призвано регламентировать отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников правоотношений. Это ключевое отличие от смежных отраслей права публичного порядка. Гражданский закон регламентирует особенности правового статуса человека, устанавливает основания для приобретения, изменения и прекращения права собственности и других вещных прав, акцентирует внимание на установление правового порядка организационных отношений, предусматривает механизмы юридической ответственности и правовой охраны и защиты прав и интересов сообразно правового статуса их носителя.

Наши юристы являются выпускниками ведающих вузов страны (НИУ ВШЭ, МГУ, МГЮА им. О.Е. Кутафина, РШЧП и др.). Мы гордимся своими сотрудниками, именно они обеспечивают поступательное развитие компании уже в течение длительного времени.

Гражданские юристы и адвокаты компании имеют большой опыт защиты имущественных и личных неимущественных прав доверителей, добиваются позитивного для Доверителя исхода дела по защите деловой репутации, чести и достоинства Доверителя, выигрывают споры в области права недвижимости, добиваются понуждения исполнения обязательства по договору или из иного юридического основания. Мы сильны в этом! Активно публикуемся в различных справочных системах. Наши сотрудники проходят постоянное повышение квалификации в области гражданского права, имеются в арсенале компании преподаватели юридических вузов, которые вплотную занимаются научной деятельностью и активно публикуются в цивилистических изданиях.